Уважаемые председательствующий, коллеги, дамы и господа!
В соответствии с белорусским законодательством Конституционный Суд призван обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие, осуществлять контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, утверждать законность в нормотворчестве и правоприменении. При этом одной из основных задач Конституционного Суда была и остается защита конституционных прав и свобод человека. Согласно Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. В свою очередь, это определяет содержание политических, экономических, социальных и правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией.
В Послании Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и Парламенту «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2012 году» отмечено, что, реализуя свои конституционные функции и полномочия, Суд при рассмотрении дел и материалов через призму конституционных ценностей обеспечивал верховенство и непосредственное действие Конституции, утверждал конституционную законность в нормотворчестве и правоприменении в целях защиты прав и свобод человека и гражданина.
В современный период развития правовой системе Республики Беларусь характерен новый этап развития конституционного правосудия, связанного с совершенствованием механизмов обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина. В 2008 году Декретом Президента Республики Беларусь № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» расширены полномочия Конституционного Суда. Прежде всего он наделен полномочием по обязательному предварительному контролю конституционности всех законов, принятых Парламентом, на стадии до подписания их Президентом Республики Беларусь.
В целях повышения эффективности конституционного контроля в государстве Конституционному Суду предоставлены и другие дополнительные полномочия, определены новые механизмы и формы осуществления данного контроля. Тем самым вектор развития конституционного правосудия направлен на упреждение нарушений конституционности в нормотворчестве, исключение возможных негативных социальных последствий действия норм законов, противоречащих Конституции, недопущение искажения конституционно-правового смысла норм при правоприменении.
Опыт деятельности Конституционного Суда после принятия указанного Декрета позволил выявить определенные преимущества и особенности обязательного предварительного контроля конституционности законов.
К таким преимуществам, а они несомненны, можно отнести следующие:
первое – упреждение вступления в силу норм законов, противоречащих Конституции;
второе – обеспечение стабильности законодательства, правовой системы в целом;
третье – минимизация проблемы необходимости отмены подзаконных актов в случае признания закона неконституционным в порядке последующего конституционного контроля;
четвертое – содействие более эффективной работе законодателя и правоприменителя.
Если говорить об основных особенностях предварительного контроля, то они заключаются в следующем.
Во-первых, предварительный контроль конституционности законов в нашей стране носит обязательный характер. Это означает, что такой контроль проводится не на основании инициативы какого-либо органа или должностного лица, а в Конституционный Суд направляются для проверки конституционности все законы, представленные Парламентом на подпись Президенту Республики Беларусь.
Во-вторых, предварительный конституционный контроль законов осуществляется на стадии после принятия Парламентом, но до подписания их Президентом Республики Беларусь. Это позволяет Конституционному Суду как органу судебной власти не вмешиваться в полномочия законодательной власти.
Таким образом, установленный подход в деятельности Конституционного Суда при реализации положений Декрета № 14 позволяет все нормы законов, принимаемых законодательным органом – Национальным собранием, подвергать конституционному контролю, оценивать их на основании конституционных положений и формулировать в решениях правовые позиции, отражающие полноту развития и обеспечение защиты прав и свобод каждого человека и гражданина через призму конституционных ценностей. Таким образом, данный подход имеет особую значимость для формирования Республики Беларусь как демократического социального правового государства.
С принятием Декрета № 14 осуществление предварительного конституционного контроля законов стало одним из основных направлений деятельности Конституционного Суда. Так, в прошедшем 2012 году Конституционный Суд принял 118 решений, 113 из них – в порядке обязательного предварительного конституционного контроля, в том числе 1 кодекс, 16 общих и специальных законов, 36 законов о внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу законодательных актов, 60 законов о ратификации международных договоров Республики Беларусь. Среди проверенных законов – Жилищный кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах» и др.
При этом еще раз подчеркну, деятельность Конституционного Суда осуществляется прежде всего в целях обеспечения более полной реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан путем проверки конституционности норм принимаемых Парламентом законов. В частности, решения Конституционного Суда были направлены на обеспечение реализации гражданином таких основополагающих прав, как право на достойный уровень жизни, на труд, на охрану здоровья, на социальное обеспечение и др.
Накопленный в Беларуси опыт по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов свидетельствует также о необходимости его научного обеспечения, поиска оптимальных механизмов процедурного характера и соответствующего законодательного регулирования.
Для практики обязательного предварительного конституционного контроля очень важно уточнить критерии проверки конституционности законов. При осуществлении данного вида контроля принятые Парламентом законы проверяются Конституционным Судом на основании следующих критериев:
первый – соответствие норм закона принципам и нормам Конституции (конституционной модели);
второй – правовая определенность, то есть являются ли нормы закона в целом ясными, однозначными, будет ли обеспечено в последующем их единообразное применение на практике;
третий – соответствие Конституции устанавливаемых в законе ограничений прав и свобод граждан, то есть не повлечет ли принятие закона необоснованного ограничения прав и свобод, соблюдены ли пределы таких ограничений, установленные Конституцией.
При учете первого из упомянутых критериев конституционности – конституционной модели ( то есть насколько закон соответствует положениям Конституции) основополагающими выступают прежде всего конституционные принципы и нормы, содержащие соответствующие проверяемому закону положения (о правах, обязанностях и др.).
В связи с этим при формировании правовой позиции Конституционный Суд прежде всего указывает, какие права граждан, закреплены в соответствующих статьях Конституции и относятся к закону или его отдельным положениям.
После выявления нормы Конституции, обеспечиваемой данным законом, Конституционный Суд устанавливает, не нарушается ли данная норма Конституции, а также иные ее нормы. Если да, то соблюдены ли помимо конкретных норм общие требования, предъявляемые статьей 7 (верховенство права), статьей 8 (приоритет общепризнанных принципов международного права), статьей 22 (равенство всех перед законом) Конституции.
Обратим внимание на то, что при осуществлении обязательного предварительного контроля конституционности законов проверяются не только материальные, но и формальные стороны, то есть соответствие статьям Конституции, устанавливающим компетенцию Главы государства (статьи 84, 85), Парламента (статьи 97, 98, 100, 101, 104), Правительства (статья 107), органов местного управления и самоуправления (статьи 121 и 122), а также статья 137 Конституции, в которой определена иерархия нормативных правовых актов.
Считаю важным упомянуть, что в данном случае приемлемо также использование конституционной логики, которая тесно взаимосвязана с юридической функцией конституции и понятием конституционной законности и должна лежать в основе решения Конституционного Суда. Это означает, что конституционность закона проверяется не только на наличие прямых противоречий с Конституцией или иными нормативными правовыми актами (в случае последующего конституционного контроля), но и на соответствие ее духу и целям, а также установленным в ней ценностям.
Как я уже отмечал, вторым важнейшим критерием проверки конституционности законов является критерий правовой определенности, то есть ясности и недвусмысленности, правовой нормы.
Действенность правового механизма прав и свобод человека и гарантии их реализации зависят прежде всего от соблюдения конституционного принципа верховенства права как меры свободы, равенства и справедливости и основанного на нем принципа правовой определенности. Последний предполагает создание такой правовой системы, в которой обеспечивалось бы достаточность и полнота правового регулирования общественных отношений, нормативные правовые акты находятся во взаимосвязи, согласуются между собой, а также обеспечивается ясность, точность, непротиворечивость и логическая согласованность правовых норм, системность и комплексность правового регулирования.
Такой подход позволяет вырабатывать соответствующие правовые механизмы, обеспечивающие развитие и защиту конституционных ценностей, в том числе гарантирующие права и свободы человека.
При осуществлении обязательного предварительного контроля конституционности законов Конституционный Суд не имеет возможность анализировать практику правоприменения, но может предполагать, что при неоднозначности либо неопределенности нормы права практика способна пойти по соответствующему пути. В связи с этим после выявления конституционной сущности нормы первичным становится критерий правовой определенности (ясности и недвусмысленности) правовой нормы.
Несомненно, в таких случаях Конституционный Суд учитывает, что неконституционность норм, формулировка которых затрудняет их однозначное понимание и применение, может быть установлена в полной мере при проверке таких норм в порядке последующего конституционного контроля с учетом практики их применения по предложениям уполномоченных субъектов.
Одним из важнейших критериев оценки конституционности законов при предварительном контроле является также соответствие Конституции установленных в законе ограничений прав и свобод граждан.
В соответствии с требованиями Конституции осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно приводить к нарушению прав и свобод других лиц, а также иных конституционных ценностей. Именно в интересах защиты конституционных ценностей, соблюдения баланса между конституционными правами и свободами гражданина и публичными интересами государства и общества в случае необходимости допускается соразмерное ограничение прав и свобод человека и гражданина. Конституция предусматривает возможность не умаления или отрицания прав и свобод, а их ограничения, то есть определение на уровне закона конкретных пределов осуществления прав и свобод. При этом ограничения должны устанавливаться законодателем не произвольно, а на основе Конституции и закрепленных в ней таких ценностей, как верховенство права, равенство и справедливость.
При проверке на соответствие Конституции предусматриваемых в проверяемом законе ограничений прав и свобод граждан, то есть оценке того, не повлечет ли принятие закона необоснованного ограничения прав и свобод, соблюдены ли пределы таких ограничений, определенные Конституцией, устанавливается, согласуется ли закон (его отдельные положения) с определенными положениями Конституции. Уточним, что речь идет в первую очередь о нормах Основного Закона, согласно которым государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную; в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов; ограничение прав и свобод личности возможно в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц; приостановление осуществления прав и свобод допустимо только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом.
Таким образом, проводимый Конституционным Судом обязательный предварительный контроль конституционности законов реально содействует укреплению конституционной законности в правотворчестве и правоприменении, направлен на выработку правовых механизмов, обеспечивающих развитие и защиту конституционных ценностей и гарантирование прав и свобод человека.
При осуществлении обязательного предварительного конституционного контроля Конституционный Суд оценивал законы на основании конституционных положений и формулировал в решениях правовые позиции, отражающие полноту развития и обеспечения защиты конституционных ценностей в законах, исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм законов, с целью недопущения их нарушения в процессе правоприменения.
Выявление конституционно-правового смысла норм законов, рассматриваемых в порядке осуществления обязательного предварительного конституционного контроля, обеспечивает их понимание с точки зрения соответствия Конституции и направлено на исключение неконституционного истолкования данных норм в правоприменительной практике, упреждение тем самым возможного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций.
Кроме того, в правовых позициях, сформулированных в решениях, принятых в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов, Конституционный Суд раскрывает содержание прав и свобод человека и гражданина, отражает их взаимосвязь и взаимозависимость с другими конституционными ценностями, обращает внимание на недопустимость подмены или умаления одной конституционной ценности за счет другой.
Таким образом, в процессе формирования правовых позиций Конституционный Суд на стадии предварительного контроля конституционности законов фактически формирует современную конституционно-правовую доктрину, выражая свое понимание определенных положений Конституции, обязательное для всех государственных органов и иных субъектов конституционных правоотношений.
Что касается самого понятия «правовая позиция Конституционного Суда», то в рамках данного доклада будет оправданным кратко пояснить, что в Республике Беларусь термин «правовая позиция» впервые на уровне правового акта применен в Послании Конституционного Суда «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 1999 году». Именно тогда в решении Конституционного Суда, а не на научном уровне был официально использован термин «правовая позиция». Это не значит, что Конституционный Суд не формулировал конституционных позиций ранее. Однако в законодательстве указанный термин пока не определен.
Отмечу также, что термин «правовая позиция Конституционного Суда» используется в ряде норм проекта Закона о конституционном судопроизводстве, который в настоящее время обсужден депутатами в первом чтении.
Обобщая сказанное, можно констатировать, что принятые Конституционным Судом в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов решения и сформулированные в них правовые позиции направлены на совершенствование законодательного регулирования соответствующих общественных отношений, гарантирование защиты прав и свобод граждан, других конституционных ценностей, а также на недопущение неконституционности в правоприменительной деятельности.
В заключение позвольте акцентировать внимание на двух основных выводах.
Первый: практика развития предварительного конституционного контроля в нашей стране подтверждает, что конституционное правосудие – эффективный инструмент обеспечения верховенства Конституции, утверждения ее норм и принципов в нормотворчестве и правоприменении, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Второй вывод: в свою очередь, права и свободы человека, будучи главным ориентиром в жизнедеятельности общества, выступают в качестве его основы, что обусловливает необходимость повышения уровня правосознания, формирования конституционной культуры, конституализации общественных отношений.
Благодарю за внимание.