Новости
Конституционный Суд подтвердил правомерность привлечения лиц к административной ответственности за недекларирование перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза подлежащих таможенному декларированию наличных денежных средств (определения Конституционного Суда от 10 июля 2025 г.)

В Конституционный Суд обратились иностранные граждане Чистяков В.М. и Хеллер У.М. с конституционными жалобами о проверке конституционности примененной при привлечении их к административной ответственности части 2 статьи 15.5 «Недекларирование либо предоставление недостоверных сведений о товарах» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Указанные лица были привлечены к административной ответственности за недекларирование перемещаемых ими через таможенную границу Евразийского экономического союза подлежащих таможенному декларированию наличных денежных средств с наложением на них административного взыскания в виде штрафа с конфискацией незадекларированных наличных денежных средств.

По мнению заявителей, часть 2 статьи 15.5 КоАП, предусматривая конфискацию личного имущества граждан за правонарушение, совершенное по неосторожности, в отсутствие прямого умысла, не соответствует положениям статьи 44 Конституции; конфискация разных сумм незадекларированных наличных денежных средств, превышающих установленный Таможенным кодексом ЕАЭС размер таких средств, не подлежащих декларированию при их единовременном ввозе на таможенную территорию ЕАЭС или вывозе с нее, предполагает разную административную ответственность за одно и то же правонарушение (недекларирование); непропорциональный характер ответственности в виде одинаковых последствий (конфискации) как при умышленной, так и при неосторожной форме вины не соответствует принципу равенства граждан перед законом (статья 22 Конституции).

Конституционный Суд в принятых определениях отметил, что административная ответственность за невыполнение обязанности декларирования имеет целью пресечение нарушений установленного порядка таможенного регулирования, трансграничного перемещения денежных средств и противодействие незаконным финансовым операциям, направлена на обеспечение безопасности государства и граждан посредством контроля за происхождением и использованием значительных денежных сумм, перемещаемых через таможенную границу. Установление противоправности деяния и ответственности за него обусловлено созданием реальной угрозы причинения вреда охраняемому объекту – национальным интересам государств – членов ЕАЭС в сфере оборота финансовых средств, валютного и таможенного регулирования и не ставит субъектов административной ответственности, перевозящих через таможенную границу наличные денежные средства в значительных размерах, в положение, не позволяющее им предвидеть правовые последствия своих действий.

Закрепляя в санкции части 2 статьи 15.5 КоАП возможность конфискации незадекларированных наличных денежных средств, подлежащих таможенному декларированию, законодатель исходил из необходимости достижения оптимального баланса, с одной стороны, прав и свобод привлекаемых к ответственности граждан, с другой – публичного интереса, состоящего в эффективной защите личности, общества и государства от противоправного поведения. При этом установленные верхний и нижний пределы штрафа, а также возможность применения либо неприменения конфискации предусматривают дифференцированный подход при наложении административных взысканий, обеспечивающий пропорциональность налагаемых ограничений за совершенное правонарушение. Такое правовое регулирование не препятствует суду применять меры административной ответственности на основании исследования фактических обстоятельств правонарушения с учетом, в частности, формы вины (статья 2.3 КоАП) и общих правил наложения административного взыскания (часть 1, пункт 1 части 2 статьи 7.1 КоАП).

Конфискация предмета административного правонарушения – незадекларированной суммы в размере превышения над разрешенной законом – позволяет индивидуализировать ответственность и конфисковать лишь ту сумму, которая явилась предметом конкретного правонарушения. Сумма конфискованного имущества определяется суммой незадекларированных физическим лицом денежных средств, что соответствует принципу справедливости и обеспечивает реализацию права каждого на равенство перед законом (статья 22 Конституции), поскольку данный подход применяется в равной степени ко всем лицам.

Конституционный Суд пришел к выводу, что в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 15.5 КоАП, предусматривающая административную ответственность за недекларирование перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза физическими лицами подлежащих таможенному декларированию наличных денежных средств, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителей.

Обсуждение фактических обстоятельств конкретных дел и оценка судебных постановлений по существу при проверке закона, примененного в конкретном деле, по конституционным жалобам в компетенцию Конституционного Суда не входят (пункт 2 статьи 161 Закона «О конституционном судопроизводстве»).

По результатам рассмотрения представленных материалов Конституционный Суд отказал в возбуждении производства по делу по указанным конституционным жалобам, поскольку не выявил признаков нарушения конституционных прав заявителей. Данные конституционные жалобы не соответствует условию допустимости, определенному подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 153 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве».