EngРусБел
Правовые основы деятельности
 
  • Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь

УТВЕРЖДЕНО
Решение Конституционного Суда
Республики Беларусь
08.04.2014  № Р-916/2014
 
РЕГЛАМЕНТ
Конституционного Суда
Республики Беларусь
 
Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь на основе Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и Закона Республики Беларусь «О   конституционном судопроизводстве» регулирует вопросы организационного обеспечения осуществления Конституционным Судом Республики Беларусь (далее – Конституционный Суд) и его судьями своих полномочий, подготовки и проведения заседаний, а также иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда.
 
ГЛАВА 1
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
 
1. Председатель Конституционного Суда, помимо перечисленных в статье 25 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее − Кодекс) и Законе Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» (далее – Закон) полномочий, в соответствии с законодательными актами:
определяет даты и созывает заседания Конституционного Суда или служебные совещания судей Конституционного Суда, председательствует на них;
издает приказы о направлении судей Конституционного Суда и работников Секретариата Конституционного Суда (далее – Секретариат) в служебные командировки;
утверждает ежегодные графики трудовых отпусков судей Конституционного Суда и работников Секретариата;
применяет к работникам Секретариата меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания;
осуществляет иные полномочия.
2. При наличии вакантных должностей судей Конституционного Суда Председатель Конституционного Суда вносит Президенту Республики Беларусь (в случае, если судья Конституционного Суда назначен на должность) или в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь (в случае, если судья Конституционного Суда избран на должность) представления о назначении (избрании) судей Конституционного Суда.
Представления вносятся, как правило, в течение месяца после открытия вакансии.
 
ГЛАВА 2
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ИЗБРАНИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
 
3. Избрание на должность заместителя Председателя Конституционного Суда проводится в заседании Конституционного Суда, которое созывается не позднее одного месяца со дня, когда должность стала вакантной.
Заседание Конституционного Суда созывает и председательствует на нем Председатель Конституционного Суда.
4. После представления Председателем Конституционного Суда кандидата на должность заместителя Председателя Конституционного Суда судьи Конституционного Суда могут задавать кандидату вопросы и имеют право на краткое выступление. Кандидат может выступить, а также заявить самоотвод.
5. Форма бюллетеня для голосования по избранию заместителя Председателя Конституционного Суда утверждается открытым голосованием Конституционного Суда.
Бюллетень для голосования должен быть подписан председательствующим и заверен печатью Конституционного Суда.
Бюллетени, не заверенные печатью Конституционного Суда и (или) не имеющие подписи председательствующего, а также бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление судьи Конституционного Суда, считаются недействительными.
6. Конституционный Суд открытым голосованием избирает счетную комиссию в составе трех судей Конституционного Суда.
7. Судья Конституционного Суда, получивший бюллетень, заполняет его и опускает в избирательную урну, опечатанную перед началом процедуры голосования.
8. По окончании подачи голосов счетная комиссия вскрывает урну, проверяет действительность бюллетеней и осуществляет подсчет голосов.
9. Кандидат считается избранным на должность, если за него подано большинство голосов от полного состава судей Конституционного Суда.
10. Если кандидат не получил необходимого количества голосов, он считается неизбранным. В этом случае Председатель Конституционного Суда принимает решение о созыве нового заседания.
11. По результатам подсчета голосов счетной комиссией составляется протокол голосования, который приобщается к протоколу заседания Конституционного Суда.
Протокол заседания Конституционного Суда ведет судья Конституционного Суда, определяемый Председателем Конституционного Суда.
12. В протоколе голосования должны быть указаны следующие данные:
замещаемая должность;
дата, время и место проведения голосования;
фамилия, имя и отчество судьи Конституционного Суда, кандидатура которого внесена в бюллетени;
количество выданных бюллетеней;
количество бюллетеней, находившихся в избирательной урне;
количество недействительных бюллетеней;
число голосов «за» и «против», полученных кандидатом;
результаты голосования.
13. Заявления судей Конституционного Суда, связанные с проведением голосования, и принятые Конституционным Судом решения по ним отражаются в протоколе заседания Конституционного Суда.
14. В течение трех рабочих дней после судебного заседания по избранию заместителя Председателя Конституционного Суда Секретариат направляет для публикации в средства массовой информации сообщение об избрании заместителя Председателя Конституционного Суда, а также размещает информацию об этом на официальном Интернет-сайте Конституционного Суда.
 
ГЛАВА 3
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
 
15. Личное письменное заявление об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию судья Конституционного Суда подает на имя Президента Республики Беларусь через кадровую службу Конституционного Суда.
16. Для принятия представления Конституционного Суда о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда по основаниям, предусмотренным абзацами четвертым – тринадцатым части первой статьи  124 Кодекса, Председатель Конституционного Суда созывает заседание Конституционного Суда.
Представление Конституционного Суда о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда направляется Президенту Республики Беларусь.
17. В случае смерти судьи Конституционного Суда, вступления в законную силу судебного решения об объявлении судьи Конституционного Суда умершим либо признании его безвестно отсутствующим издается приказ Председателя Конституционного Суда о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда. Одновременно Председатель Конституционного Суда уведомляет Президента Республики Беларусь (в случае, если судья Конституционного Суда назначен на должность) или Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь (в случае, если судья Конституционного Суда избран на должность) о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда.
18. Для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда по основанию, предусмотренному абзацем десятым части первой статьи 124 Кодекса, по поручению Председателя Конституционного Суда проводится служебное расследование созданной для этих целей комиссией.
Комиссия истребует у судьи Конституционного Суда, в отношении которого возник вопрос о прекращении его полномочий, письменное или устное объяснение, а также относящиеся к делу документы, принимает иные меры по установлению наличия или отсутствия факта грубого нарушения судьей Конституционного Суда должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе, и в установленный Председателем Конституционного Суда срок готовит и представляет соответствующее заключение.
Председатель Конституционного Суда созывает заседание Конституционного Суда по вопросу о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда по основанию, предусмотренному абзацем десятым части первой статьи 124 Кодекса, незамедлительно по получении представленного комиссией заключения.
По результатам рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда вследствие грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе, Конституционный Суд принимает представление о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда либо определение об отсутствии оснований для прекращения полномочий судьи Конституционного Суда.
 
ГЛАВА 4
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПОДГОТОВКИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ
В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ
 
19. Регистрация внесенного в Конституционный Суд предложения инициатора* осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде, утверждаемой Конституционным Судом.
Предварительное рассмотрение на основании статьи 30 Закона поступившего предложения инициатора на предмет его соответствия общим требованиям к содержанию, оформлению и составу прилагаемых к предложению документов осуществляется Секретариатом.
Начальник Секретариата докладывает Председателю Конституционного Суда о внесенном в Конституционный Суд предложении инициатора в день его поступления.
_________________
*  Для целей настоящего Регламента термин «инициатор» имеет значение, определенное в абзаце четвертом статьи 1 Закона.
20. Предусмотренное статьей 31 Закона предварительное изучение предложения инициатора судьей (судьями) Конституционного Суда осуществляется по поручению Председателя Конституционного Суда не позднее одного месяца со дня внесения в Конституционный Суд соответствующего предложения.
Мнение судьи (судей) Конституционного Суда о наличии либо отсутствии оснований для возбуждения производства по делу оформляется справкой, к которой прилагается проект определения Конституционного Суда о возбуждении или об отказе в возбуждении производства по делу.
21. После принятия Конституционным Судом определения о возбуждении производства по делу Председатель Конституционного Суда на основании статьи 37 Закона своим определением назначает судью-докладчика (судей-докладчиков) и устанавливает срок для подготовки дела к рассмотрению в судебном заседании.
22. Одновременно с направлением копии определения Конституционного Суда о возбуждении производства по делу другой стороне по делу направляется копия предложения инициатора.
23. В случае отзыва инициатором предложения в порядке, предусмотренном статьей 35 Закона, должностные лица и государственные органы, которым направлялась копия определения о возбуждении производства по делу, уведомляются Конституционным Судом об отзыве предложения инициатора в пятидневный срок.
24. В случае невозможности участия судьи Конституционного Суда в планируемом судебном заседании по делу, по которому он назначен судьей-докладчиком, он информирует об этом Председателя Конституционного Суда.
Председатель Конституционного Суда принимает решение о назначении другого судьи-докладчика по делу либо назначает иную дату судебного заседания.
Другой судья-докладчик назначается также в случаях удовлетворения самоотвода первоначально назначенного судьи Конституционного Суда, приостановления или прекращения его полномочий.
В случае назначения другого судьи-докладчика по делу ему передаются все имеющиеся материалы по данному делу.
25. При подготовке дела к рассмотрению в судебном заседании по поручению Председателя Конституционного Суда или судьи-докладчика соответствующие структурные подразделения Секретариата готовят заключения, справки и иные информационно-аналитические материалы.
26. Ознакомление сторон, их представителей, полномочных представителей, представляющих интересы Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь в Конституционном Суде, с материалами дела допускается на основании их письменного обращения с согласия Председателя Конституционного Суда или заместителя Председателя Конституционного Суда и осуществляется в помещении Конституционного Суда в присутствии работника Секретариата.
 
ГЛАВА 5
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ
 
27. Секретарь судебного заседания назначается Председателем Конституционного Суда из числа работников Секретариата после принятия Конституционным Судом определения о назначении судебного заседания для рассмотрения дела.
28. Соответствующим структурным подразделением Секретариата не позднее чем за день до начала судебного заседания готовится, в том числе на основании информации, полученной от сторон по делу, список лиц, участвующих в судебном заседании, который представляется Председателю Конституционного Суда, заместителю Председателя Конституционного Суда и судьям Конституционного Суда.
В список лиц, участвующих в судебном заседании, включаются также полномочные представители, представляющие интересы Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь в Конституционном Суде.
29. В назначенное для судебного заседания время судьи Конституционного Суда входят в зал судебных заседаний. Секретарь судебного заседания объявляет: «Встать! Суд идет!». Все встают, судьи Конституционного Суда занимают свои места.
После объявления председательствующим судебного заседания закрытым секретарь судебного заседания объявляет: «Прошу всех встать!». Все встают, судьи Конституционного Суда покидают зал судебных заседаний.
30. Представители средств массовой информации допускаются в зал судебных заседаний по приглашению Конституционного Суда или на основании разрешения Председателя Конституционного Суда, полученного в результате рассмотрения предварительно направленной заявки или устного обращения.
 
ГЛАВА 6
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЙ, РЕШЕНИЙ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
 
31. Подготовленные проекты заключений, решений не позднее чем за пять дней до начала судебного заседания передаются судьей-докладчиком в соответствующее структурное подразделение Секретариата для редакционной обработки.
После внесения в проект заключения, решения по согласованию с судьей-докладчиком соответствующих правок работниками Секретариата изготавливаются копии проекта заключения, решения, которые раздаются для изучения судьям Конституционного Суда не позднее чем за три дня до начала судебного заседания.
После принятия в судебном заседании заключения, решения и внесения в него при необходимости правок редакционно-технического характера оно передается в соответствующее структурное подразделение Секретариата для оформления.
Текст заключения, решения оформляется в соответствии со статьей 24 Кодекса и статьей 74 Закона, а также правилами, предусмотренными Инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде, и распечатывается на бланке заключения, решения Конституционного Суда с изображением Государственного герба Республики Беларусь.
Заключение, решение визируется заместителем Председателя Конституционного Суда и судьей-докладчиком, а по поручению председательствующего в судебном заседании – и иными судьями Конституционного Суда, после чего подписывается председательствующим в судебном заседании.
32. Заключение, решение Конституционного Суда регистрируется и включается в соответствующий банк данных информационной системы Конституционного Суда.
Каждому принятому заключению, решению Конституционного Суда присваивается регистрационный номер с использованием буквенно-цифрового обозначения.
Определения по вопросам процедурного характера и иным вопросам, возникающим в ходе конституционного судопроизводства, не нумеруются.
33. Копии заключений, решений, определений, за исключением решений, определений по организационным, финансовым, кадровым и иным вопросам внутренней деятельности Конституционного Суда, направляются Секретариатом в установленные законодательством сроки в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, официального опубликования на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, а также для обнародования (опубликования) в газетах «Звязда» (на белорусском языке) и «Народная газета» (на русском языке).
По поручению Председателя Конституционного Суда копии заключений, решений могут быть направлены Секретариатом для обнародования (опубликования) и в иные печатные издания.
Заключения, решения, указанные в части первой настоящего пункта, размещаются на официальном Интернет-сайте Конституционного Суда, если иное не определено Конституционным Судом.
34. По каждому делу, рассмотренному Конституционным Судом, соответствующим структурным подразделением Секретариата оформляется дело.
Дело в зависимости от его категории содержит:
оригинал предложения (обращения) и прилагаемые к нему документы;
определение о возбуждении производства по делу;
копии направленных по делу запросов и ответы на них;
экспертное заключение;
материалы, дополнительно полученные в процессе подготовки дела к рассмотрению;
справки судьи-докладчика;
заключения, справки и иные информационно-аналитические материалы соответствующих структурных подразделений Секретариата;
список лиц, участвовавших в судебном заседании по делу;
оригинал заключения, решения Конституционного Суда, принятого по рассмотренному делу и подписанного председательствующим в судебном заседании;
определения по вопросам процедурного характера и иным вопросам, возникающим в ходе конституционного судопроизводства;
протокол судебного заседания;
иные документы, относящиеся к делу.
С материалами дел, рассмотренных Конституционным Судом, вправе знакомиться судьи Конституционного Суда, а также с согласия Председателя Конституционного Суда, заместителя Председателя Конституционного Суда или судьи-докладчика – работники Секретариата.
35. Запросы и представления Конституционного Суда оформляются в виде отдельного документа.
Определения Конституционного Суда оформляются в виде отдельного документа или вносятся в протокол судебного заседания.
Определения Председателя Конституционного Суда оформляются в виде отдельного документа.
Запросы, определения и представления Конституционного Суда подписываются Председателем Конституционного Суда или заместителем Председателя Конституционного Суда.
36. Контроль за соблюдением сроков исполнения запросов и представлений Конституционного Суда, а также сроков представления экспертного заключения осуществляется Секретариатом. О случаях нарушения указанных сроков начальник Секретариата докладывает Председателю Конституционного Суда.
37. Секретарь судебного заседания в порядке, предусмотренном статьей 90 Закона, составляет протокол судебного заседания и визирует каждую его страницу.
Протокол судебного заседания визируется судьей-докладчиком и подписывается председательствующим в судебном заседании.
38. Ходатайства сторон, их представителей и иных участников судебного заседания о внесении в протокол судебного заседания сведений о фактах и обстоятельствах, имеющих, по их мнению, существенное значение для разрешения дела, рассматриваются Конституционным Судом в судебном заседании.
По данному вопросу Конституционным Судом принимается определение об удовлетворении либо отклонении ходатайства.
Указанные в настоящем пункте ходатайства и определения об их удовлетворении либо отклонении приобщаются к протоколу судебного заседания (вносятся в протокол судебного заседания).
Результат рассмотрения заявленного ходатайства без удаления Конституционного Суда в совещательную комнату отражается в протоколе судебного заседания.
 
ГЛАВА 7
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКЛЮЧЕНИЙ, РЕШЕНИЙ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
 
39. Соответствующее структурное подразделение Секретариата изучает и обобщает материалы деятельности государственных органов по исполнению заключений, решений Конституционного Суда, ведет учет их исполнения, готовит информацию об исполнении заключений, решений Конституционного Суда за полугодие и за год. Информация визируется судьями-докладчиками и в месячный срок представляется Председателю Конституционного Суда.
Информация об исполнении заключений, решений Конституционного Суда за год используется при подготовке ежегодного послания Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.
40. Конституционный Суд может направлять должностным лицам и государственным органам запросы о ходе исполнения соответствующих заключений, решений Конституционного Суда.
41. Информация об исполнении заключений, решений Конституционного Суда публикуется в журнале «Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь».
42. Снятие заключений, решений Конституционного Суда с контроля осуществляется Председателем Конституционного Суда на основании информации об их исполнении.
 
ГЛАВА 8
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ДОСУДЕБНОЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНА, ПРИНЯТОГО ПАРЛАМЕНТОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, В ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
 
43. При проведении проверки конституционности закона, принятого Парламентом Республики Беларусь, в порядке обязательного предварительного контроля Председатель Конституционного Суда и судьи Конституционного Суда на основании статьи 99 Закона осуществляют полномочия по проведению досудебной подготовительной работы по проектам законов, принятых Палатой представителей Национального собрания в первом чтении, а также проектов законов, включенных в повестку дня сессии Палаты представителей Национального собрания, в случае, если рассмотрение проекта закона объявлено срочным либо если проект закона принимается в одном чтении.
Председателем Конституционного Суда определяется судья Конституционного Суда, осуществляющий досудебную подготовительную работу по конкретному закону.
44. В ходе проведения досудебной подготовительной работы судья Конституционного Суда определяет необходимость истребования документов и иных материалов, относящихся к закону, подлежащему проверке, а также готовит проект решения Конституционного Суда по вопросу конституционности закона.
45. По поручению Председателя Конституционного Суда, судьи Конституционного Суда, осуществляющего досудебную подготовительную работу, соответствующими структурными подразделениями Секретариата готовятся необходимые информационно-аналитические материалы.
Требования к содержанию, общему порядку и срокам подготовки в Секретариате информационно-аналитических материалов устанавливаются в соответствующих методических рекомендациях, утверждаемых Председателем Конституционного Суда.
 
ГЛАВА 9
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ
В ПОРЯДКЕ ПОСЛЕДУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ ИНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
 
46. При предварительном изучении предложения о проверке конституционности нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств, а также актов межгосударственных образований на основании статьи 31 Закона по поручению Председателя Конституционного Суда соответствующими структурными подразделениями Секретариата готовятся информационно-аналитические материалы.
47. При подготовке дел о проверке конституционности нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств, актов межгосударственных образований, а также дел на основании глав 19–23 Закона соответствующие структурные подразделения Секретариата готовят справку по делу, запросы Конституционного Суда и иные материалы с учетом особенностей производства по соответствующим категориям дел.
48. По поручению Председателя Конституционного Суда или судьи-докладчика в Секретариате готовятся информационно-аналитические материалы согласно пункту 25 настоящего Регламента с учетом особенностей производства по категориям дел, указанным в пункте 47 настоящего Регламента. Сроки их подготовки определяются Председателем Конституционного Суда или судьей-докладчиком.
После завершения предварительной подготовки материалов к заседанию Конституционного Суда соответствующим структурным подразделением Секретариата формируется дело, которое должно включать:
оригинал предложения о даче заключения и прилагаемые к нему материалы;
отзывы на предложение;
копии направленных по делу запросов и ответы на них;
экспертные заключения;
материалы, дополнительно полученные в процессе подготовки дела к рассмотрению;
справки, иные информационно-аналитические материалы соответствующих структурных подразделений Секретариата;
иные документы, относящиеся к делу.
 
ГЛАВА 10
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ
ОБ УСТРАНЕНИИ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ
ПРОБЕЛОВ, ИСКЛЮЧЕНИИ В НИХ КОЛЛИЗИЙ
И ПРАВОВОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
 
49. При поступлении в Конституционный Суд обращений государственных органов, иных организаций, а также граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в которых содержится информация о наличии в нормативных правовых актах пробелов, коллизий, правовой неопределенности, или при их выявлении на основании изучения законодательства судьями Конституционного Суда и работниками Секретариата с учетом положений главы 24 Закона готовятся следующие документы:
судьями Конституционного Суда – справка на имя Председателя Конституционного Суда либо заместителя Председателя Конституционного Суда о выявленных пробелах, коллизиях, правовой неопределенности в нормативных правовых актах;
работниками соответствующих структурных подразделений Секретариата – заключение на имя Председателя Конституционного Суда либо заместителя Председателя Конституционного Суда о выявленных пробелах, коллизиях, правовой неопределенности в нормативных правовых актах (далее – заключение Секретариата).
50. Порядок подготовки в структурных подразделениях Секретариата заключений по поставленным в обращениях граждан и юридических лиц вопросам определяется в Инструкции об организации работы с обращениями граждан и юридических лиц в Конституционном Суде, утверждаемой Конституционным Судом.
51. По результатам рассмотрения Председателем Конституционного Суда либо заместителем Председателя Конституционного Суда справки судьи Конституционного Суда, заключения Секретариата, подготовленных в соответствии с Инструкцией об организации работы с обращениями граждан и юридических лиц в Конституционном Суде, Председателем Конституционного Суда либо заместителем Председателя Конституционного Суда может быть дано поручение судье Конституционного Суда для изучения в двухмесячный срок вопроса о наличии оснований для рассмотрения Конституционным Судом дела об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности и принятия соответствующего решения.
52. При наличии оснований для принятия Конституционным Судом решения в соответствии со справкой судьи Конституционного Суда, подготовленной согласно пункту 51 настоящего Регламента, Председателем Конституционного Суда дается поручение судье Конституционного Суда по подготовке проекта решения Конституционного Суда.
53. В целях подготовки проекта решения Конституционного Суда по делу об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности Конституционным Судом могут направляться запросы заинтересованным государственным органам и иным организациям, должностным лицам для изложения их позиции по делу.
54. Копия решения Конституционного Суда по делу об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности, помимо организаций, указанных в частях первой и второй пункта 33 настоящего Регламента, направляется Секретариатом указанным в решении государственным органам, должностным лицам, к компетенции которых относится решение вопроса об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности.
 
ГЛАВА 11
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ ЕЖЕГОДНЫХ ПОСЛАНИЙ ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И ПАЛАТАМ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О СОСТОЯНИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 
55. Подготовка ежегодного послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь (далее – послание) осуществляется судьями Конституционного Суда, определенными Председателем Конституционного Суда в качестве судей-докладчиков, которые готовят проект концепции послания. Указанный проект концепции послания до 10 декабря текущего года вносится на рассмотрение Конституционного Суда.
56. На основании одобренной концепции послания судьями-докладчиками готовится проект послания, который до 10 января вносится на рассмотрение Конституционного Суда.
После внесения соответствующих правок с учетом поступивших замечаний и предложений судей Конституционного Суда доработанный проект послания до 25 января представляется для рассмотрения и принятия Конституционным Судом.
57. Подготовка концепции и проекта послания осуществляется на основе анализа изученных и рассмотренных Конституционным Судом дел и иных материалов.
58. Послание принимается решением Конституционного Суда и направляется Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь Председателем Конституционного Суда или в случае его отсутствия заместителем Председателя Конституционного Суда.
 
ГЛАВА 12
ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ВНУТРЕННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
 
59. Для рассмотрения и решения иных организационных вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда, которые в соответствии с Кодексом и Законом не требуют проведения заседания Конституционного Суда, проводятся служебные совещания судей Конституционного Суда.
60. Служебные совещания судей Конституционного Суда созываются по мере необходимости Председателем Конституционного Суда или по его поручению заместителем Председателя Конституционного Суда.
На служебное совещание судей Конституционного Суда могут приглашаться работники Секретариата и иные лица.
61. Служебное совещание судей Конституционного Суда правомочно рассматривать вопросы и принимать решения по ним при наличии большинства от общего числа судей Конституционного Суда.
62. Решения на служебных совещаниях судей Конституционного Суда принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей Конституционного Суда, могут оформляться протоколом и имеют обязательный характер для судей Конституционного Суда и работников Секретариата.
63. При необходимости по итогам служебного совещания судей Конституционного Суда может оформляться протокол поручений Председателя Конституционного Суда, данных в ходе совещания, который подписывается Председателем Конституционного Суда.
Копии указанного протокола вручаются лицам, которым даются поручения.
64. Контроль за выполнением поручений Председателя Конституционного Суда осуществляется начальником Секретариата.
65. В целях подготовки предложений, связанных с проведением Конституционным Судом мероприятий, и решения иных вопросов, касающихся деятельности Конституционного Суда, образуются рабочие группы, комиссии из числа судей Конституционного Суда и работников Секретариата.
Состав и задачи рабочей группы, комиссии, ее руководитель утверждаются приказом Председателя Конституционного Суда.
66. Конституционный Суд в своей деятельности взаимодействует с научными и другими организациями.
Создаваемый в соответствии со статьей 27 Кодекса Научно-консультационный совет при Конституционном Суде является совещательным органом, осуществляющим деятельность в соответствии с Положением о Научно-консультационном совете при Конституционном Суде для достижения целей и решения задач, указанных в данном Положении.
67. Работа с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц осуществляется на основании Конституции Республики Беларусь, Кодекса, Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, а также в соответствии с Инструкцией об организации работы с обращениями граждан и юридических лиц в Конституционном Суде.
  
ГЛАВА 13
ВОПРОСЫ ПООЩРЕНИЯ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА И РАБОТНИКОВ СЕКРЕТАРИАТА
 
68. За особые заслуги судьи Конституционного Суда и работники Секретариата могут быть в установленном законодательством порядке представлены к награждению государственными наградами Республики Беларусь, объявлению Благодарности Президента Республики Беларусь и другим мерам поощрения.
В отношении судей Конституционного Суда мотивированные предложения о представлении к награждению вносятся Председателем Конституционного Суда или в виде докладной записки на имя Председателя Конституционного Суда любым из судей Конституционного Суда, в отношении работников Секретариата – начальником Секретариата, после чего вопрос рассматривается на заседании Конституционного Суда.
При положительном решении данного вопроса кадровая служба Конституционного Суда готовит документы, необходимые для представления судей Конституционного Суда, работников Секретариата к награждению, в установленном законодательством порядке.
69. Мерами поощрения в Конституционном Суде являются награждение Дипломом Конституционного Суда Республики Беларусь, ценным подарком, объявление благодарности и иные меры поощрения, предусмотренные законодательством.
Основания и порядок поощрения судей Конституционного Суда и работников Секретариата определяются в локальных нормативных правовых актах Конституционного Суда.
 
ГЛАВА 14
СЕКРЕТАРИАТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
 
70. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Конституционного Суда по отправлению конституционного правосудия осуществляет Секретариат Конституционного Суда.
71. В своей деятельности Секретариат руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом, Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь, настоящим Регламентом, Положением о Секретариате, решениями Конституционного Суда, приказами Председателя Конституционного Суда.
72. Наряду с функциями, предусмотренными статьей 184 Кодекса и Законом, Секретариат в лице его соответствующих подразделений выполняет функции, указанные в Положении о Секретариате.
73. Положение о Секретариате утверждается решением Конституционного Суда.
74. Общее руководство Секретариатом осуществляют Председатель Конституционного Суда, заместитель Председателя Конституционного Суда в соответствии с распределением обязанностей, непосредственное руководство – начальник Секретариата.
75. Начальник Секретариата назначается на должность и освобождается от должности Председателем Конституционного Суда.
Начальник Секретариата с согласия Председателя Конституционного Суда может участвовать в заседаниях Конституционного Суда при рассмотрении Конституционным Судом вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда и в иных случаях.
 
ГЛАВА 15
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ
 
76. Печатным изданием Конституционного Суда является журнал «Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь».
Положение о журнале «Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь» и состав его редакционной коллегии утверждаются решением Конституционного Суда.
77. Информирование граждан, государственных органов и иных организаций о деятельности Конституционного Суда осуществляется с помощью официального Интернет-сайта Конституционного Суда.
Положение об Интернет-сайте Конституционного Суда утверждается решением Конституционного Суда.
78. В целях информационного обеспечения деятельности Конституционного Суда используется информационная система Конституционного Суда.
79. В банках данных информационной системы содержится информация о нормативных правовых актах Республики Беларусь, заключениях, решениях Конституционного Суда и ходе их исполнения, подготовке и проведении заседаний Конституционного Суда и др.
Порядок информационного сопровождения и пользования ресурсами информационной системы, включая банки данных, определяется приказом Председателя Конституционного Суда.
80. Прием, регистрация, прохождение и отправка корреспонденции, а также работа с документами в Конституционном Суде осуществляются в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде.
 
ГЛАВА 16
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
 
81. Конституционный Суд осуществляет сотрудничество с органами конституционного контроля зарубежных стран и международными организациями путем заключения соглашений о сотрудничестве, осуществления визитов, обмена решениями и иной информацией, организации совместных конференций, симпозиумов, семинаров и других мероприятий.
82. Председатель Конституционного Суда вносит на рассмотрение Конституционного Суда предложения по вопросу целесообразности заключения соглашений о сотрудничестве с органами конституционного контроля других стран или международными организациями.
Позиция Конституционного Суда по данному вопросу оформляется в виде решения, в котором указывается также лицо, уполномоченное на проведение переговоров и подписание соответствующего соглашения.
83. Председатель Конституционного Суда вносит на рассмотрение Конституционного Суда предложения по вопросу целесообразности вступления в международные организации.
Позиция Конституционного Суда по указанному вопросу оформляется в виде решения.
В случае, если членство в организации предполагает внесение денежных взносов, ежегодно при формировании проекта бюджетной сметы Конституционного Суда предусматриваются соответствующие целевые ассигнования.
84. В случае, если характер сотрудничества с органом конституционного контроля другой страны, международной организацией или положения заключенного международного соглашения предполагают назначение из состава Конституционного Суда или Секретариата лиц, ответственных за взаимодействие с органом конституционного контроля другой страны, международной организацией, Председатель Конституционного Суда вносит на рассмотрение Конституционного Суда предложения по кандидатурам из числа судей Конституционного Суда или работников Секретариата.
Кандидатуры указанных лиц утверждаются решением Конституционного Суда.
 
ГЛАВА 17
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
85. Изменения и (или) дополнения в настоящий Регламент могут быть внесены по инициативе Председателя Конституционного Суда, заместителя Председателя Конституционного Суда и судей Конституционного Суда.

Версия для печати