Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
28 декабря 2015 г. № Р-1017/2015
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения».

 

Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2015 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2015 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом вносятся изменения и дополнения в Гражданский кодекс Республики Беларусь (статья 1), Налоговый кодекс Республики Беларусь (статья 2), а также устанавливается ряд положений (статьи 3–12), касающихся применения отдельных норм статьи 2 Закона.

 

Принятие Закона обусловлено необходимостью уточнения видов деятельности, предусмотренных частью четвертой пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса, которые не относятся к предпринимательской деятельности, совершенствования правового регулирования налоговых отношений, а также согласования положений Налогового кодекса (далее – Кодекс) с нормами иных законодательных актов Республики Беларусь и Договором о Евразийском экономическом союзе.

 

При проверке Закона на предмет его конституционности Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. В Конституции установлено, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю политику (часть вторая статьи 1); государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2); граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56); к исключительной компетенции местных Советов депутатов относится установление в соответствии с законом местных налогов и сборов (статья 121); на территории Республики Беларусь проводится единая налоговая политика (часть вторая статьи 132); доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом (часть вторая  статьи 133).

 

Конституционный Суд учитывает также правовые позиции, выраженные им в ранее принятых решениях, предметом рассмотрения которых являлись акты налогового законодательства. Суть данных правовых позиций заключается в том, что конституционная обязанность платить налоги имеет особый публично-правовой характер, обусловленный публично-правовой природой государства и государственной власти; налоги, пошлины и сборы представляют собой необходимое условие существования любого государства, поэтому обязанность платить их распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования (решения от 11 июня 2001 г., от 3 ноября 2003 г. и от 23 декабря 2009 г.).

 

Налоговые платежи выступают основным источником доходной части бюджета и важнейшей гарантией защиты национальных интересов в сфере финансовой деятельности. Только при достаточной наполняемости денежными средствами бюджета государство способно осуществлять свои функции и решать стоящие перед ним задачи. Конституционное право собственности и конституционная обязанность граждан принимать участие в финансировании государственных расходов взаимообусловлены и взаимосвязаны. Право устанавливать налогообложение, которое в определенной мере ограничивает право собственности, вытекает из полномочий государства по регулированию экономической деятельности в интересах человека и общества, а также ответственности гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Размер налога должен быть справедливым и разумным, обеспечивать оптимальное сочетание (баланс) государственных, общественных и частных интересов (решения от 11 октября 2010 г., от 26 декабря 2011 г., от 16 октября 2012 г., от 27 декабря 2013 г. и от 24 декабря 2014 г.).

 

Таким образом, Конституционный Суд оценивает конституционность вносимых  Законом в Кодекс изменений и дополнений, основываясь на конституционных положениях и учитывая ранее выраженные им правовые позиции.

 

2. Статьей 2 Закона в Общую часть Кодекса вносятся изменения и дополнения, в соответствии с которыми перечень республиканских налогов, сборов (пошлин) дополняется сбором на финансирование государственных расходов (пункт 4); уточняются и дополняются положения, определяющие взаимозависимых лиц и налогового агента (пункты 7 и 9); в новой редакции излагается статья 301, устанавливающая принципы определения цены на товары (работы, услуги) для целей налогообложения (пункт 11); корректируются нормы, определяющие порядок предоставления налоговых льгот (пункт 16), порядок уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней (пункт 17), способы обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней (пункты 20–22), а также принудительное исполнение налогового обязательства, взыскание пеней (пункты 23–25) и др.

 

Из анализа содержания приведенных норм статьи 2 Закона вытекает, что они направлены как на исполнение плательщиком конституционной обязанности платить законно установленные налоги, пошлины и иные платежи, так и на своевременное поступление денежных средств в бюджет. Конституционный Суд отмечает, что такое правовое регулирование основывается на положениях статей 56 и 133 Конституции.

 

С нормами статьи 121 Конституции, предусматривающими, что к исключительной компетенции местных Советов депутатов относится установление в соответствии с законом местных налогов и сборов, и статьи 122 Конституции, закрепляющими, что местные Советы депутатов на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории, согласуются нормы пункта 6 статьи 2 Закона, конкретизирующие полномочия местных Советов депутатов по установлению, введению, изменению и прекращению действия местных налогов и сборов.

 

На усиление налогового контроля, повышение качества налогового администрирования направлены положения статьи 2 Закона, которыми вносятся изменения в статьи 63, 68–70, 783, 79 и 81 Кодекса, касающиеся налоговой декларации (пункт 28), обязанностей банков, других организаций и физических лиц по представлению сведений о плательщиках (иных обязанных лицах) (пункт 31), порядка организации и проведения проверок налоговыми органами (пункты 32–35), налоговой тайны (пункт 36), прав налоговых органов и их должностных лиц (пункт 37).

 

Пунктом 19 статьи 2 Закона Кодекс дополняется главой 41 «Изменение организации и индивидуальному предпринимателю установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней, за исключением налогов, сборов (пошлин), взимаемых таможенными органами», в которой закрепляются основные положения; устанавливаются основания и порядок изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней в форме отсрочки и (или) рассрочки, порядок предоставления налогового кредита, принятия решения об изменении установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пени; регламентируются вопросы прекращения действия изменения установленного законодательством срока уплаты указанных платежей и осуществления контроля за выполнением решений об изменении установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней.

 

Из содержания указанной главы Кодекса следует вывод, что ее нормы согласуются с положениями Конституции о регулировании государством экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13), а также о принятии государством всех доступных ему мер для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь (часть первая статьи 59).

 

3. Положениями статьи 2 Закона в Особенную часть Кодекса вносятся изменения и дополнения, направленные на совершенствование правового регулирования налоговых отношений. Данные изменения и дополнения касаются отдельных элементов налогообложения (плательщиков, объекта налогообложения, налоговой базы, ставки, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты) в отношении налога на добавленную стоимость (далее – НДС), акцизов, налога на прибыль, налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, экологического налога, налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, налога на игорный бизнес, налогообложения в свободных экономических зонах, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, Белорусской нотариальной палаты и ее организационных структур, а также сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, сбора с ремесленников, гербового и консульского сборов, курортного сбора, государственной и патентной пошлин.

 

При оценке конституционности вносимых изменений и дополнений в положения Кодекса, регламентирующие вопросы исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), наполняющих их новым содержанием, Конституционный Суд исходит из необходимости уплаты указанных платежей как безусловного требования государства, вытекающего из конституционной обязанности каждого принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей.

 

3.1. Конституционный Суд отмечает, что Законом устанавливаются нормы, имеющие целью совершенствование условий и порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, что согласуется с конституционным положением о государственном регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества.

 

Так, для повышения качества налогового контроля и упрощения налогового администрирования в отношении НДС пунктом 50 статьи 2 Закона Кодекс дополняется статьей 1061, устанавливающей функционирование электронных налоговых счетов-фактур по НДС.

 

Применительно к налогу на прибыль статьей 2 Закона расширяется перечень затрат, не учитываемых при налогообложении (абзацы четырнадцатый – шестнадцатый и восемнадцатый пункта 62), а также изменяется срок его уплаты в целом за налоговый период в сторону увеличения (не позднее 22 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом) (абзац одиннадцатый пункта 73). В настоящее время налог на прибыль уплачивается в целом за текущий год не позднее 22 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

3.2. На повышение эффективности взимания налога на недвижимость и земельного налога, а также стимулирование вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых объектов недвижимости и земельных участков направлен ряд норм  статьи 2 Закона (абзац двадцать второй пункта 101, абзац седьмой пункта 102, абзац двадцать первый пункта 105, пункт 111).

 

Так, в силу абзаца седьмого пункта 102 статьи 2 Закона часть пятая статьи 188 Кодекса излагается в редакции, согласно которой областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право увеличивать (но не более чем в десять раз) ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества. В соответствии с пунктом 111 статьи 2 Закона, излагающим в новой редакции статью 2011 Кодекса, право увеличивать (но не более чем в десять раз)  ставки земельного налога предоставляется также областным (Минскому городскому) Советам депутатов на земельные участки (части земельного участка), занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.

 

Об усилении налогового контроля и исключении условий для уклонения от уплаты законно установленных налогов свидетельствуют положения абзаца двадцать четвертого пункта 93 статьи 2 Закона, которым вносятся изменения и дополнения в статью 175 Кодекса, предусматривающую особенности исчисления, порядок и сроки уплаты подоходного налога с физических лиц налоговыми агентами. В частности, в целях своевременного принятия мер по предотвращению фактов осуществления физическими лицами незарегистрированной предпринимательской деятельности, а также упреждению нарушений налогового законодательства вносится дополнение в пункт 11 статьи 175 Кодекса. В соответствии с вносимым дополнением налоговые агенты будут обязаны ежегодно представлять в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных физическим лицам за приобретаемую у них продукцию растениеводства, указанную в частях первой и второй подпункта 1.15 пункта 1 статьи 163 Кодекса, в порядке, предусмотренном частью пятой подпункта 1.15 пункта 1 статьи 163 Кодекса, если размер выплаченного таким физическим лицам дохода превысил 20 000 000 белорусских рублей в день.

 

Указанное правовое регулирование направлено на выполнение гражданами Республики Беларусь конституционной обязанности по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей и согласуется с конституционным положением об обязанности каждого, кто находится на территории Республики Беларусь, соблюдать ее Конституцию и законы.

 

3.3. Законодателем вводятся новые объекты налогообложения, уточняется и расширяется налогооблагаемая база, увеличиваются размеры ставок по отдельным видам налогов, сборов (пошлин).

 

Пунктом 59 (абзацы десятый, девятнадцатый – двадцать четвертый) и пунктом 60 (абзацы тринадцатый, двадцать первый – двадцать шестой) статьи 2 Закона составы соответственно внереализационных доходов и расходов для целей налогообложения по налогу на прибыль дополняются новыми видами; пунктом 92  (абзац восьмой) устанавливаются новый объект обложения подоходным налогом с физических лиц в отношении доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных физическими лицами от организаторов азартных игр – юридических лиц Республики Беларусь, и ставка в размере 4 процентов; пунктом 126 (абзацы восьмой, двадцать второй и двадцать третий) вводятся новые объекты обложения государственной пошлиной.

 

В соответствии с абзацем шестым пункта 92 статьи 2 Закона, излагающего в новой редакции пункт 4 статьи 173 Кодекса, ставка подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами в соответствии с законодательством, повышается с 13 до 16 процентов; согласно абзацу пятому пункта 140 ставка налога при упрощенной системе устанавливается в размере 16 процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении внереализационных доходов, указанных соответственно в подпункте 3.8 пункта 3 статьи 128 и подпункте 6.7 пункта 6 статьи 176 Кодекса.

 

Статьей 2 Закона предусматривается увеличение ставки по налогу на недвижимость для физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющих на праве собственности два и более жилых помещения в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах, с 0,1 до 0,2 процента в отношении таких жилых помещений в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах (абзац пятый пункта 102); по курортному сбору – с 3 до 5 процентов (абзац пятый пункта 137).

 

Кроме того, увеличиваются отдельные ставки государственной пошлины по действующим объектам обложения государственной пошлиной, в связи с чем в приложения 14, 16, 19–22 к Кодексу вносятся соответствующие изменения (пункты 161, 163, 166–169 статьи 2 Закона).

 

Повышение размеров ставок по отдельным налогам, сборам (пошлинам) Конституционный Суд оценивает, основываясь на положениях статей 13, 44 и 56 Конституции, а также на изложенной ранее в ряде решений (от 11 октября 2010 г., от 26 декабря 2011 г. и от 16 октября 2012 г.) правовой позиции, согласно которой размер налога должен быть справедливым и разумным, обеспечивать оптимальное соотношение государственных, общественных и частных интересов.

 

При определении объекта обложения, налогооблагаемой базы, размера налога, сбора (пошлины) законодатель реализует свое конституционное полномочие по установлению республиканских налогов и сборов законом (статьи 97 и 98 Конституции). Исходя из положений статьи 133 Конституции, согласно которым доходы бюджета формируются за счет налогов (часть вторая), а общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью (часть третья), а также норм о гарантированных Конституцией правах граждан на охрану здоровья (статья 45), образование (статья 49), социальное обеспечение (статья 47), Конституционный Суд считает, что установление новых объектов обложения, расширение налогооблагаемой базы, увеличение размеров ставок имеют целью обеспечение конституционно значимых ценностей.

 

3.4. Ряд норм  статьи 2 Закона (пункты 138–141) направлен на совершенствование порядка уплаты налога при упрощенной системе налогообложения (далее – УСН).

 

Так, пунктом 138 статьи 2 Закона для индивидуальных предпринимателей предусматривается снижение критерия валовой выручки за девять месяцев с 10 300 000 000 белорусских рублей до 1 125 000 000 белорусских рублей, позволяющего перейти на УСН (абзац второй); для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, критерий для целей уплаты налога на недвижимость снижается с 1500 до 1000 квадратных метров (абзацы девятый и десятый); для индивидуальных предпринимателей уменьшается предельный размер валовой выручки с 13 700 000 000 белорусских рублей до 1 500 000 000 белорусских рублей, при котором они обязаны прекратить применение УСН и перейти на исчисление и уплату налогов, сборов (пошлин) в общем порядке (абзац тридцать первый).

 

В силу положений абзацев двадцать первого и двадцать четвертого пункта 138 статьи 2 Закона расширяется перечень субъектов, которые не вправе применять УСН. В качестве таковых определяются организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие (предоставляющие) субъектам торговли посредством информационного ресурса в глобальной компьютерной сети Интернет услуги (права), связанные с размещением на информационном ресурсе информации о продаже товаров субъектом торговли и (или) субъекте торговли, содержащей доменное имя сайта интернет-магазина, зарегистрированного субъектом торговли в Торговом реестре Республики Беларусь, и (или) адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазин;  осуществляющие розничную торговлю через интернет-магазин.

 

В целях установления равных условий применения УСН для юридических лиц, имущество (акции, доли) которых находится в частной и государственной собственности, абзацем двадцать седьмым пункта 138 статьи 2 Закона излагается в новой редакции подпункт 5.7 пункта 5 статьи 286 Кодекса, согласно которой применять УСН не вправе унитарные предприятия (за исключением унитарных предприятий республиканских государственно-общественных объединений), собственником имущества которых являются юридическое лицо, Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, а также коммерческие организации, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит одной или в совокупности нескольким другим организациям, и коммерческие организации, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит (в том числе в совокупности) Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (административно-территориальным единицам). Такой законодательный подход основывается на положениях Конституции, согласно которым собственность может быть государственной и частной; государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом (части первая и вторая статьи 13). 

 

При оценке приведенных положений статьи 2 Закона Конституционный Суд исходит из того, что УСН является одним из видов особого режима налогообложения, которым признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и порядке, установленных Особенной частью Кодекса или Президентом Республики Беларусь (статья 10 Кодекса). В свою очередь, согласно положениям пункта 1 статьи 286 Кодекса применение УСН при соблюдении закрепленных данной статьей критериев является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Таким образом, если организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие установленным критериям, не воспользовались этим правом, они уплачивают налоги, сборы (пошлины) в общеустановленном порядке.

 

Исходя из конституционных полномочий Парламента (статьи 97 и 98 Конституции) по установлению республиканских налогов и сборов законом, законодатель в пределах своих дискреционных полномочий вправе определять плательщиков и основные элементы налогообложения при УСН, в том числе предусматривать  условия применения и порядок перехода на УСН, а также определять субъектов хозяйствования, которые не вправе ее применять.

 

Конституционный Суд считает, что предусматриваемое статьей 2 Закона  регулирование порядка уплаты налога при УСН развивает положения Конституции о регулировании государством экономической деятельности в интересах человека и общества и направлено на выполнение налогоплательщиком конституционной обязанности платить законно установленные налоги, сборы (пошлины).

 

4. Конституционный Суд обращает внимание на то, что налоги, сборы и пошлины выполняют роль экономического и социального регулятора, что отвечает принципам и нормам Конституции. При этом законодатель по своему усмотрению может вводить или не вводить налоговые льготы либо исключать уже установленные льготы, а также изменять порядок их использования. Такое законодательное регулирование согласуется с нормой пункта 7 статьи 6 Кодекса, согласно которой при установлении налога, сбора (пошлины) могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования плательщиком. 

 

Так, статьей 2 Закона отменяются льготы по НДС в отношении оборотов по реализации на территории Республики Беларусь сжиженного газа физическим лицам для коммунально-бытового потребления и топливно-снабжающим организациям  для продажи физическим лицам, а также транспортных средств для городских, пригородных и междугородных перевозок пассажиров производителями – резидентами Республики Беларусь в целях дальнейшей передачи указанных транспортных средств по договорам финансовой аренды (лизинга) в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь (абзацы восьмой и девятый пункта 42); по налогу на прибыль в отношении прибыли организаций от реализации производимой ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства и рыбоводства, а также прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса, – в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов (абзац пятый пункта 69); по подоходному налогу с физических лиц в отношении доходов в виде выигрышей, полученных от организаций, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса  (абзац семнадцатый пункта 85); по налогу на недвижимость в отношении объектов придорожного сервиса (абзац двенадцатый пункта 101).

 

В то же время законодателем вводятся новые льготы в отношении отдельных налогов. Так, пункт 1 статьи 94 Кодекса дополняется подпунктом 1.52, согласно которому от НДС освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь лизингодателями операций по передаче предназначенных  для проживания физических лиц квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов в качестве предмета лизинга лизингополучателям по договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим возврат предмета лизинга по завершении предусмотренного договором финансовой аренды (лизинга) срока временного владения и пользования предметом лизинга (абзац пятнадцатый пункта 42 статьи 2 Закона); пункт 1 статьи 163 Кодекса дополняется подпунктом 1.441, закрепляющим освобождение от подоходного налога с физическим лиц доходов в виде грантов Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре (абзац тридцать восьмой пункта 85 статьи 2 Закона).

 

Абзацем пятым пункта 152 статьи 2 Закона статья 327 Кодекса дополняется пунктом 31, устанавливающим, что прибыль резидентов свободных экономических зон (СЭЗ), зарегистрированных в качестве таковых после 31 декабря 2011 г., полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога на прибыль в течение десяти календарных лет с даты объявления ими валовой прибыли. Кроме того, в силу новой редакции пункта 4 статьи 327 Кодекса резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость: в течение трех лет, исчисляемых начиная с квартала, на который приходится дата регистрации  организации в качестве резидента СЭЗ, по объектам налогообложения этим налогом, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, приобретенным (возникшим) в указанный трехлетний период, независимо от направления их использования, если иное не установлено частью второй данного подпункта; по объектам налогообложения этим налогом, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования (абзацы седьмой – десятый пункта 152 статьи 2 Закона). Из анализа содержания приведенных положений следует, что они носят стимулирующий характер и направлены на создание и регистрацию новых резидентов СЭЗ, а также повышение инвестиционной привлекательности Республики Беларусь.

 

Конституционный Суд отмечает, что нормы Закона, которыми вносятся изменения и дополнения в нормы Кодекса о порядке предоставления налоговых льгот, согласуются с конституционным положением о регулировании государством экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13 Конституции) и соответствующими нормами Кодекса, закрепляющими порядок предоставления налоговых льгот. В частности, пунктом 4 статьи 43 Кодекса установлено, что льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь, данным Кодексом, международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (с учетом изменения, вносимого пунктом 16 статьи 2 Закона).

 

Таким образом, Конституционный Суд считает, что вносимые в Кодекс изменения и дополнения свидетельствуют о совершенствовании налоговой системы, в том числе упрощении порядка исчисления и уплаты отдельных налогов, сборов (пошлин), упорядочении порядка предоставления налоговых льгот, создании условий и механизмов формирования конституционной экономики как важнейшей составляющей социального государства. Данные изменения и дополнения имеют целью дальнейшее развитие принципов и норм Конституции в сфере налогообложения.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения»  соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня его принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                   П.П.Миклашевич

Версия для печати