Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
14 ноября 2012 г. № Р-778/2012
О возмещении средств, затраченных государством на подготовку выпускников учреждений высшего и иного образования, при их добровольном поступлении на военную службу

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части восьмой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь  о судоустройстве и статусе судей

 

в порядке реализации права на внесение Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложений о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений

 

с участием представителей Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь

 

рассмотрел в открытом судебном заседании обращение гражданина Крыжберского Р.В. (далее – заявитель) о правомерности, с учетом поступления на военную службу по контракту, требования к нему учреждения высшего образования о возмещении средств, затраченных государством на его обучение в этом учреждении.

 

В своем обращении заявитель указал, что в 2010 году он окончил учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М.Машерова», в котором получил образование в дневной форме получения образования на бюджетной основе, и согласно плану распределения был направлен в соответствующий районный отдел образования. Однако заявитель на основании добровольно заключенного контракта поступил на военную службу, в связи с чем к работе по распределению не приступил, а учреждение образования, учитывая данное обстоятельство, в соответствии с законодательством обратилось в суд с иском о взыскании с указанного гражданина средств, затраченных государством на его подготовку как преподавателя.

 

Проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон о воинской обязанности) и иных актов законодательства, исследовав изложенные в письменном виде обращение заявителя, мнения государственных органов, Конституционный Суд Республики Беларусь установил следующее.

 

1. Заявитель считает, что нормы Кодекса и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих», предусматривающие возможность взыскания средств, затраченных государством на его подготовку, и нормы Закона о воинской обязанности, закрепляющие приоритет воинской службы перед другими видами государственной службы и трудовой деятельностью, не согласуются между собой. По мнению заявителя, служба Родине не может быть менее важной, чем работа учителя.

 

Конституционный Суд признает, что поставленные в обращении вопросы требуют выявления конституционно-правовых аспектов правового регулирования отношений, связанных с исполнением конституционной обязанности по защите Республики Беларусь, в том числе обеспечением прав и законных интересов граждан, исполняющих эту обязанность.

 

2.  Анализ полученных официальных ответов некоторых государственных органов свидетельствует о неоднозначном выводе о том, должны ли выпускники, место работы которым предоставлено путем распределения и не отработавшие установленный срок обязательной работы в связи с поступлением на военную службу по контракту, иметь право на освобождение от обязанности возместить в республиканский и (или) местные бюджеты средства, затраченные государством на их подготовку.

 

Так, Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь и Министерство обороны Республики Беларусь считают, что с учетом статьи 57 Конституции, согласно которой защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь, и статьи 5 Закона о воинской обязанности, установившей приоритет воинской службы перед другими видами государственной службы и трудовой деятельностью, выпускники учреждений образования, поступившие до истечения установленного срока работы по распределению на военную службу по контракту, должны освобождаться от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку. В связи с этим указанные государственные органы полагают, что статья 88 Кодекса требует соответствующей  корректировки.

 

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь на основе анализа законодательных актов о воинской службе, об образовании, а также норм Трудового кодекса Республики Беларусь, касающихся предоставления гарантий и компенсаций гражданам, проходящим военную службу, указывает, что было бы оправданным срок военной службы по контракту засчитывать в срок обязательной работы по распределению.

 

В то же время Генеральная прокуратура Республики Беларусь  обращает внимание на то, что с учетом добровольного характера военной службы по контракту согласно пункту 4 статьи 88 Кодекса от возмещения средств, затраченных государством на подготовку выпускников, освобождаются только лица, поступившие на военную службу по призыву в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования и уволенные с нее. Гражданин, поступивший на военную службу по контракту, в отличие от призванного на военную службу, получает заработную плату, размер которой позволяет возместить расходы на его обучение. Исходя из этого, Генеральная прокуратура считает, что сфера деятельности гражданина не должна иметь значения для освобождения его от возмещения государству каких-либо затрат; принципиальным является наличие обязанности по возмещению средств в случае отказа от работы по распределению.

 

Министерство образования Республики Беларусь также отмечает, что именно различие в основаниях поступления на военную службу предопределяет существующий подход к возмещению выпускниками средств, затраченных на их подготовку. Военная служба по призыву является обязательной военной службой граждан мужского пола, признанных в установленном порядке годными к ее прохождению. С учетом обязательности такой военной службы для граждан, проходящих военную службу по призыву, в Кодексе предусмотрены дополнительные права (пункт 4 статьи 88), а в Законе о воинской обязанности установлены категории граждан, которые в обязательном порядке подлежат призыву на военную службу, и граждан, которые освобождаются или которым предоставляется отсрочка от призыва (статьи 30–32). В соответствии с Кодексом дополнительными правами для граждан, проходящих военную службу по призыву, являются возможность (по желанию выпускника) в порядке, определенном статьями 83–86 Кодекса, зачета периода военной службы по призыву в Вооруженных Силах и других воинских формированиях в срок обязательной работы по распределению, а также освобождение от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных на их подготовку.

 

Министерство юстиции Республики Беларусь придерживается аналогичной позиции по поводу установления различных последствий неисполнения  выпускником обязанности отработать предусмотренный срок в месте, определенном согласно распределению. По мнению этого Министерства, правовой анализ норм статьи 88 Кодекса свидетельствует о том, что перечень категорий лиц, имеющих право на освобождение от возмещения средств, затраченных на их подготовку, и перечень случаев, при наступлении которых названные средства не взимаются, как правило, определены законодателем без учета такого критерия, как воля лица (выпускника). Например, в число лиц, освобождаемых от возмещения указанных средств, включены лица, имеющие медицинские противопоказания к работе по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации, при невозможности  предоставления путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы с учетом состояния их здоровья. Поступление на военную службу по контракту представляет собой акт добровольного волеизъявления лица.

 

Кроме того, Министерство юстиции рассматривает правоотношения, связанные с добровольным прохождением воинской службы и обязательной работой по распределению, как имеющие различную отраслевую принадлежность, поскольку возмещение средств, затраченных государством на подготовку выпускника, по своей сути является экономической ответственностью за неисполнение договора.

 

3. В Конституции, исходя из провозглашенной ответственности за настоящее и будущее Беларуси (преамбула), установлено, что защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь; порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом (статья 57).

 

Категория долга имеет как юридическое, так и этическое значение, привносит в сферу конституционного регулирования нравственные начала, указывает на ценностные ориентиры, подлежащие особой заботе человека и гражданина и их правовой защите. Конституционный Суд отмечает, что исполнение долга не исключает возможность выбора способов и форм участия граждан в защите государства. В Законе о воинской обязанности, конкретизируя конституционное положение, законодатель предусмотрел наряду с обязательной военной службой по призыву и добровольную военную службу по контракту.

 

При этом конституционная обязанность и священный долг по защите Республики Беларусь с учетом статьи 2 Конституции подлежат обязательному исполнению, так как в указанной статье  предусмотрена взаимная ответственность государства и гражданина: государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

 

Правовые и организационные основы исполнения гражданами Республики Беларусь конституционной обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь путем прохождения воинской службы определяются в Законе о воинской обязанности. В соответствии со статьей 1 данного Закона воинская служба – особый вид государственной службы, включающий прежде всего прохождение военной службы; военная служба – основной вид воинской службы, заключающийся в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований; военная служба подразделяется на военную службу по призыву и военную службу по контракту.

 

В отличие от военной службы по призыву, являющейся обязательной военной службой граждан мужского пола, признанных в установленном порядке годными к ее прохождению, военная служба по контракту является военной службой граждан, которую они в целях исполнения конституционного долга по защите Республики Беларусь добровольно обязуются проходить в соответствии с законодательством Республики Беларусь на условиях заключенного контракта (статья 1 Закона о воинской обязанности).

 

Согласно абзацу второму статьи 1 Закона Республики Беларусь «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» Вооруженные Силы – структурный элемент военной организации государства, предназначенный для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности. В указанном Законе установлено, что Вооруженные Силы комплектуются на основе сочетания воинской обязанности с добровольным поступлением на военную службу по контракту (часть первая статьи 7); финансирование Вооруженных Сил осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь (статья 15).

 

Таким образом, исходя из конституционных положений об обязанности и священном долге гражданина Республики Беларусь защищать Республику Беларусь, на законодательном уровне определены формы исполнения этой конституционной обязанности – военная служба по призыву и военная служба по контракту.

 

4. В статье 49 Конституции установлено, что каждый имеет право на образование; среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого; каждый может на конкурсной основе бесплатно получать соответствующее образование в государственных учебных заведениях.

 

Единым комплексным нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения в сфере образования, является Кодекс.

 

Государство, предоставляя гражданину право получать в том числе высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского бюджета, возлагает на него обязанность отработать после окончания соответствующего учреждения  образования срок, определенный в статье 83 Кодекса.

 

Согласно Кодексу распределение – это процедура определения места работы выпускника, осуществляемая государственным учреждением  образования или в случаях, установленных Правительством Республики Беларусь, государственным органом в целях социальной защиты выпускников, удовлетворения потребностей отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих, служащих (пункт 1 статьи 83).

 

Срок обязательной работы по распределению  для лиц, получивших высшее образование I ступени, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования I ступени в учреждения образования для получения высшего образования II ступени за счет средств  республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование, составляет два года (пункт 3 статьи 83 Кодекса).

 

Конституционный Суд, оценивая положения статей 83–86 Кодекса, регламентирующие вопросы распределения, направления на работу, перераспределения, последующего направления на работу, в том числе сроки обязательной работы по распределению, на их соответствие Конституции, в решении от 30 декабря 2010 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Кодекса Республики Беларусь об образовании» подтвердил правовую позицию, ранее выраженную в решении от 6 декабря 2000 г. Суть этой позиции заключается в том, что государство, взяв на себя расходы по подготовке необходимых специалистов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, может устанавливать некоторые требования к лицам, получившим образование на таких условиях, касающиеся места и срока их работы в качестве молодых специалистов, с одновременным предоставлением им ряда социальных льгот и гарантий.

 

Неисполнение молодыми специалистами установленных государством требований влечет наступление определенных последствий. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 88 Кодекса выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения и не отработавшие срок обязательной работы, обязаны возместить в республиканский и (или) местные бюджеты средства, затраченные государством на их подготовку.

 

Положением о порядке возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821, принятым на основании пункта 7 статьи 88 Кодекса, определяется порядок расчета и возмещения таких средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

 

В пунктах 2 и 3 указанной статьи Кодекса закреплены перечень категорий лиц, имеющих право на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, и перечень случаев, при наступлении которых названные средства не возмещаются.

 

При этом в пункте 4 статьи 88 Кодекса предусмотрено, что выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, призванные на военную службу по призыву в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь и уволенные с нее, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку.

 

В то же время в Кодексе отсутствуют нормы об освобождении лиц, поступивших на военную службу по контракту, от возмещения указанных средств.

 

5. Конституционный Суд считает необходимым при анализе Кодекса и Закона о воинской обязанности исходить из того, что Республика Беларусь согласно Конституции обладает верховенством и полнотой власти на своей территории; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй (части вторая и третья статьи 1).

 

С учетом положений статей 1, 2 и 57 Конституции защита государственного суверенитета, территориальной целостности Республики Беларусь, ее конституционного строя составляет сущность воинской обязанности.

 

Данная защита не сводится к обязанности несения военной службы или участию в отражении военной агрессии, а является также моральным обязательством, основанным на любви и уважении к Родине, своему народу и определяющим поведение гражданина не только в случае вооруженных посягательств на суверенитет и территориальную целостность Республики Беларусь, ее конституционный строй, но и в мирное время. Военная служба обязывает военнослужащих выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья. Этим предопределяется правовой статус военнослужащих, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к данной категории лиц.

 

Исходя из конституционно значимых задач, выполняемых военнослужащими, в статье 5 Закона о воинской обязанности законодатель предусмотрел приоритет воинской службы перед другими видами государственной службы и трудовой деятельностью. Данный приоритет выражается в прекращении гражданами работы, учебы и иной деятельности при призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на службу в резерве, на сборы, а также в повышенном уровне социальной защищенности граждан, проходящих военную службу, службу в резерве.

 

Таким образом, конституционные положения закрепляют единство обязанности и священного долга гражданина Республики Беларусь по защите своей страны, что придает особую значимость воинской службе по сравнению с иными видами государственной службы и трудовой деятельностью, обусловливает необходимость установления гарантий ее исполнения как по призыву, так и при добровольном поступлении на военную службу.

 

Рассмотрев положения статьи 57 Конституции в системной связи со статьей 22 Конституции, согласно которой все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов, Конституционный Суд находит, что возложение на граждан Республики Беларусь обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь означает необходимость применения одинаковых подходов ко всем гражданам, поступающим на военную службу.

 

Конституционный Суд считает, что закрепленное в Кодексе правовое регулирование отношений, касающихся обязанности возмещения выпускниками, которым место работы предоставлено путем распределения и не отработавшими установленный срок обязательной работы, средств, затраченных государством на их подготовку, в части освобождения от такого возмещения только тех выпускников, которые призваны на военную службу по призыву в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования и уволены с нее, свидетельствует о конституционно-правовом пробеле в законодательном регулировании. Различие оснований поступления на военную службу (по обязательному призыву или добровольно на условиях заключенного контракта) не должно влечь разные последствия неисполнения обязанности выпускников отработать установленный срок, поскольку в любом из этих случаев выпускники приступают к единой по своей правовой природе военной службе – исполнению конституционной обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь. При этом следует обеспечить соблюдение принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) и основанных на нем принципов законности и правовой определенности, направленных на предотвращение нарушений прав и законных интересов граждан.

 

Конституционный Суд с учетом выявленного смысла статьи 57 Конституции приходит к выводу о том, что на законодательном уровне необходимо закрепить право выпускников, которым место работы предоставлено путем распределения и не отработавших установленный срок обязательной работы в связи с добровольным поступлением на военную службу по контракту, на освобождение от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку.

 

Исходя из положений статей 1, 7, 22, 57 Конституции, правовой пробел должен быть устранен путем внесения соответствующих изменений в Кодекс Республики Беларусь об образовании.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, статьями 22 и 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. В целях обеспечения конституционных принципов верховенства права, равенства и социальной справедливости при реализации гражданами Республики Беларусь конституционной обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь признать необходимым устранить конституционно-правовой пробел в законодательном регулировании, закрепив право выпускников учреждений высшего и иного образования на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, при добровольном поступлении на военную службу по контракту.

 

2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь подготовить проект закона, предусматривающий соответствующие изменения в Кодекс Республики Беларусь об образовании, и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

 

3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

4. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                    П.П.Миклашевич

Версия для печати